Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года: первые итоги
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (далее – ДПР)Утверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол № 14 от 08 апреля 2019 года). утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года № 466-р. Она разработана для решения задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. Предпосылки, заложенные в ДПР, соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в части национальной цели вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира).
ДПР также направлена на достижение целей, поставленных в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, Плане мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 % их доли в ВВП, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. Стратегия холдинга «РЖД» и ДПР синхронизированы через систему общекорпоративных целевых ключевых показателей эффективности (КПЭ).
В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации в ДПР предусмотрено:
- увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн т к 2024 году;
- увеличение провозной способности подходов к портам Азово-Черноморского бассейна;
- увеличение пропускной способности для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза;
- сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации – до семи дней).
Исполнение ДПР в 2019 году
В 2019 году в ОАО «РЖД» были подготовлены Стандарт оценки реализации долгосрочной программы развития и выполнения ключевых показателей эффективности ОАО «РЖД» и Техническое задание на проведение оценки реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года и выполнения ключевых показателей эффективности за 2019 год. На заседании Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД», прошедшем 28 января 2020 года, проекты данных документовУтверждено на заседании Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД» 28 января 2020 года (протокол № 7). были одобрены и рекомендованы для утверждения советом директоров ОАО «РЖД».
Компания столкнулась с продолжением ряда негативных макроэкономических тенденций во второй половине 2019 года на фоне торговых войн, стагнации в экономиках стран Европы, замедления китайской экономики, приводящих к снижению деловой активности в производственном секторе и ухудшению ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков для российских экспортеров. В результате происходило снижение спроса на перевозки со стороны грузоотправителей, что повлияло на снижение объемов погрузки и грузооборота.
В то же время в пассажирском сегменте в 2019 году показатели превысили прогнозные. Это связано с ростом мобильности населения, расширением линейки услуг и повышением комфорта железнодорожных пассажирских перевозок.
Из-за снижения погрузки и грузооборота выручка ОАО «РЖД» в 2019 году была ниже прогнозных показателей. При этом благодаря проведенной работе по повышению операционной эффективности фактически полученная чистая прибыль оказалась выше показателя чистой прибыли по ДПР почти в два раза.
Показатель (единицы измерения) | Прогнозные показатели в соответствии с ДПРСогласно базовому сценарию Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года. | Результаты 2019 года | % выполнения |
---|---|---|---|
Погрузка грузов, млн т | 1 309,2 | 1 278,1 | –2,4 |
Грузооборот всего, млрд ткм | 3 373,4 | 3 305,0 | –2 |
Груженый грузооборот, млрд ткм | 2 656,8 | 2 601,9 | –2,1 |
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 127,4 | 133,4 | +4,7 |
Отправленные пассажиры, млн чел. | 1 135,4 | 1 197,8 | +5,5 |
Инвестиционная программа, млрд руб. | 681,9 | 674,1 | –1,1 |
Протяженность линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, тыс. км | 8,3 | 10,6 Оценочно. | +27,7 |
Протяженность участков железнодорожного пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем или сроком эксплуатации, тыс. км | 24,5 | 23,9 | –2,4 |
Объем транзитных перевозок контейнеров, тыс. ДФЭ | 615 | 618 С учетом возврата порожних контейнеров из Европы в КНР по новым логистическим схемам. | +0,4 |
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в грузовом движении, тыс. ткм брутто | 2 165 | 2 139 | –1,2 |
Средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах, км/сут | 392 | 395 | +0,7 |
Выполнение расписания движения грузовых поездов, % | 74,67 | 69,58 | –5,1 п. п. |
Выполнение расписания движения пассажирских поездов, % | 98,35 | 98,01 | –0,3 п. п. |
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности | 1 | 1,26 | +26 |
Объем закупок у предприятий малого и среднего бизнеса, % | 18 | 62,8 | +44,8 п. п. |
Выручка ОАО «РЖД», млрд руб. | 1 874,2 | 1 848,1 | –1,4 |
EBITDA ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб. | 415,5 | 417,2 | +0,4 |
Чистая прибыль ОАО «РЖД», млрд руб. | 26,9 | 53,5 | +98,9 |
Рентабельность по EBITDA (РСБУ), % | 22,2 | 22,6 | +0,4 п. п. |
Темп роста производительности труда по перевозочным видам деятельности, % | 5 | 3,3 | –1,7 п. п. |