![Транспортно-логистическое направление](/images/content/40-41.png)
В условиях высокой волатильности ключевых рынков сбыта активно реализуются мероприятия, направленные на стимулирование спроса на услуги ОАО «РЖД» и привлечение грузов на железнодорожный транспорт. Мы выстраиваем эффективное взаимодействие с клиентами, работая во всех направлениях деятельности: тарифной, нормативной и логистической».Алексей Шило Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания
ОАО «РЖД» управляет железнодорожной инфраструктурой, владеет подвижным составом (через дочерние и зависимые организации), предоставляет как базовую транспортную услугу, так и ЗPL/4PL‑услуги. Компания внедряет современные логистические технологии, создает автоматизированную систему управления взаимоотношениями с клиентами и единый каталог услуг в области грузоперевозок, расширяет международную географию услуг, постоянно разрабатывает и запускает новые сервисы для грузоотправителей.
- Груженый грузооборот достиг 2 601,9 млрд ткм (+0,2 % к уровню 2018 года).
- Выросла погрузка железной руды (на 3,5 млн т, или 3,0 %), химических и минеральных удобрений (на 1
,3 млн т, или 2,2 %), цемента (на 1,2 млн т, или 4,7 %), грузов в контейнерах (на 4,1 млн т, или 13,1 %). - Отправлен первый контейнерный поезд с ТЛЦ «Белый Раст».
- В рамках инициативы по поддержке несырьевого экспорта создан новый продукт «Агроэкспресс» для перевозки продукции агропромышленного комплекса и пищевой промышленности в ускоренных контейнерных поездах в Китай.
- Во II квартале 2019 года совместно с транспортной группой FESCO запущен сервис Trans-Siberian LandBridge для ускоренной доставки различной номенклатуры грузов, в том числе автокомплектующих и техники, по маршрутам из портов Японии, а также из Республики Корея через Владивостокский морской торговый порт и Транссибирскую железнодорожную магистраль с последующей автодоставкой до склада получателя в Европе. Сервис позволяет снизить сроки перевозки грузов в сравнении с dеер-sеа в два раза, до 21 дня, и предусматривает возможность отправки контейнеров в обратном направлении из Европы в Японию или Республику Корея. С момента запуска проекта за период с мая по 31 декабря 2019 года перевезено 27 тыс. ДФЭ.
- Получен сертификат на универсальную контейнерно-контрейлерную платформу 13-5205, предназначенную в том числе для контрейлерных перевозок (в I квартале 2020 года ожидается выпуск 100 ед.).
- С целью создания оптимальных условий для качественного обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта на постоянной основе организовано проведение Дней клиентов ОАО «РЖД».
- Расширяется портфель сквозных комплексных услуг на основе развития логистических технологий (доставка «от двери до двери», «точно в срок», «последняя миля» и др.) на базе консолидации всех подразделений и бизнес-единиц транспортно-логистического блока Компании.
- Новшества ЭТП ГП: запущен функционал «Лоты подвижного состава», внедрены услуги планирования перевозок во внутрироссийском сообщении, заказа перевозки в непрямом международном сообщении (через российские морские порты), реализовано программное обеспечение облачного сервиса для поставщиков услуг.
- Продолжается развитие бесплатных сервисов ИТ-услуг – с 2019 года осуществлен переход на кардинально новый принцип предоставления информационного обслуживания. Так решение о предоставлении с января 2019 года базовой информации о грузовых железнодорожных перевозках и техническом состоянии подвижного состава реализуется без взимания дополнительной платы в рамках оказания основной услуги по перевозке.
- Реализован проект «Автоагент», в рамках которого клиентам предоставляется возможность автоматического оформления перевозочных документов на перевозку порожних вагонов. Также в 2019 году осуществлен запуск «Автоагента» по груженым вагонам и реализовано автоматическое раскредитование накладных.
Ключевые направления развития согласно ДПР
- выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, в том числе с увязкой гарантированной грузовой базы и инфраструктурных, организационно-технических мероприятий, обеспечивающих потребности клиентов в транспортной услуге;
- улучшение обратной связи с потребителями, повышение уровня их лояльности, в том числе на основе создания и внедрения автоматизированной системы управления взаимоотношениями с клиентами в области грузовых перевозок в ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществах;
- создание в холдинге «РЖД» автоматизированного ресурса ведения единого каталога услуг в области грузовых перевозок, обеспечивающего доступ потребителей ко всему спектру услуг, условий и параметров перевозок грузов;
- развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в том числе в глобальных транспортных цепочках, и логистический аутсорсинг промышленных предприятий;
- повышение точности расписания доставки грузов путем совершенствования перевозок с согласованным временем отправления и прибытия, сокращение сроков доставки;
- адаптация транспортных продуктов и услуг к потребностям грузоотправителей и разработка новых продуктов и услуг;
- стандартизация качества услуг в области грузовых перевозок с установлением параметров доступности, своевременности и надежности перевозки, сохранности груза, спектра логистических и терминально-складских услуг, скорости доставки;
- развитие проекта «РЖД Экспресс» по перевозке мелких и средних партий грузов;
- развитие технологии контрейлерных перевозок;
- анализ и инициирование при наличии экономической целесообразности поэтапного прекращения государственного тарифного регулирования в отдельных конкурентных сегментах рынка транспортных услуг (в том числе при перевозке грузов в контейнерах и контрейлерах, а также при перевозке светлых нефтепродуктов, рыбы, рыбопродуктов и др.);
- совершенствование внутрихолдингового взаимодействия для повышения эффективности работы транспортно-логистических дочерних обществ и подразделений;
- взаимодействие всех участников перевозочного процесса на основе электронного документооборота (в том числе с федеральными органами исполнительной власти, а также при международных мультимодальных перевозках грузов).
![Грузооборот](/images/content/shutterstock_1578288154.png)
Погрузка
В 2019 году погрузка по сети российских железных дорог составила 1 278,1 млн т
По итогам 2019 года погрузка снизилась по всем направлениям. Сокращение во внутрироссийском сообщении на 1,2 % (до 788,2 млн т) сопровождалось снижением погрузки на экспорт на 0,8 % (до 478,3 млн т).
При этом доли внутреннего и экспортного сообщений в структуре погрузки в 2019 году практически не изменились – 61,7 % и 37,4 % соответственно. В общей структуре погрузки преобладали каменный уголь, нефтеналивные и строительные грузы, руда. Их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 66,4 %.
В 2019 году погрузка грузов всех классов снизилась. Самыми чувствительными к изменениям рыночной конъюнктуры оказались грузы самого высокого тарифного класса (III). Их погрузка упала на 4,4 %, тогда как погрузка грузов II тарифного класса сократилась лишь на 0,4 %, а грузов самого низкого тарифного класса (I) – на 0,5 %.
Наибольшее снижение по грузам I тарифного класса показали лесные грузы (–8,1 %). Среди грузов II тарифного класса существенное снижение отмечено по зерну (–20,1 %). По грузам III класса наибольшее снижение показали черные металлы
Наибольший удельный вес в 2019 году пришелся на низкодоходные грузы, доля которых выросла на 0,2 п. п. к 2018 году. Доля среднедоходных выросла на 0
Показатель | Ед. изм. | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Изменение |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Погрузка | млн т | 1 214,5 | 1 222,3 | 1 261,3 | 1 289,6 | 1 278,1 | –0,9 |
в среднем в сутки | тыс. т | | | | | | –0,9 |
Грузооборот всего | млрд ткм | | | | | | 0,0 |
В том числе | |||||||
груженый грузооборот | млрд ткм | | | | | | 0,2 |
порожний грузооборот | млрд ткм | 650,1 | 655,2 | 684,8 | 707,9 | 703,0 | –0,7 |
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок | % | 92,9 | 96,1 | 96,7 | 97,1 | 98,4 | 1,3 п. п. |
Средняя скорость доставки груженых отправок | | 372 | 381 | 386 | 390 | 395 | 1,3 |
Средняя скорость доставки грузовых отправок | | 341 | 361 | 362 | 370 | 372 | 0,6 |
Показатель | 2018 | 2019 | Изменение 2019/2018, % | ||
---|---|---|---|---|---|
млн т | доля, % | млн т | доля, % | ||
Погрузка | 1 289,6 | 100,0 | 1 278,1 | 100 | –0,9 |
Внутреннее сообщение | 797,6 | 61,8 | 788,2 | 61,7 | –1,2 |
Экспорт | 482,3 | 37,4 | 478,3 | 37,4 | –0,8 |
В том числе | |||||
через порты | 306,3 | 23,8 | 316,9 | 24,8 | 3,5 |
через погранпереходы | 176,0 | 13,6 | 161,4 | 12,6 | –8,3 |
Импорт и транзит | 9,8 | 0,8 | 11,6 | 0,9 | 19,1 |
Грузооборот
Несмотря на снижение объемов погрузки в 2019 году на 0,9 %, общий грузооборот составил 3
По итогам 2019 года во внутреннем сообщении груженый грузооборот сократился на 0,9 % (до 1 017,0 млрд ткм). При этом снижение объемов внутрироссийских перевозок грузов компенсировано в экспортном сообщении через припортовые станции (на 5,3 %). В целом экспортный грузооборот вырос на 0,2 % (1
В структуре грузооборота по группам грузов в 2019 году увеличилась доля угля на 0,3 п. п., руды — на 0,3 п. п.,
Структура груженого грузооборота, %
По направлениям
По видам грузов
![ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ](/images/content/46-47.png)
Работая на высококонкурентном и волатильном рынке, ОАО «РЖД» стремится оказывать комплексные услуги во всех видах сообщения и расширять продуктовое меню для клиентов. Главная роль отводится внедрению и широкомасштабному применению современных логистических технологий 3PL/4PL, охватывающих максимальную потребительскую аудиторию.
В рамках адаптации транспортных продуктов и услуг к потребностям грузоотправителей и разработки новых продуктов и услуг в 2019 году реализованы:
- проведены тестовые закупки товаров с использованием программного продукта «РЖД Маркет» и предоставлением услуги перевозки железнодорожным транспортом через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки»;
- подписан Меморандум о сотрудничестве между ФАС России, АО «СПбМТСБ» и ОАО «РЖД», предусматривающий организацию биржевых торгов через Оператора товарных поставок (ОТП) – компанию группы ОАО «РЖД»;
- утверждена «Методология применения смарт-контрактов на основе технологии распределенных реестров (блокчейн) в транспортно-логистической деятельности ОАО «РЖД»;
- реализовано 11 новых основных транспортно-логистических продуктов.
Одним из самых перспективных направлений развития транспортно-логистического бизнеса остаются контейнерные перевозки. В настоящее время контейнерные поезда следуют по более чем 450 направлениям, как во внутреннем, так и в международном сообщении, со средней скоростью порядка 800 к
По итогам 2019 года объем контейнерных перевозок по сети ОАО «РЖД» достиг величины 5 001,9 тыс. ДФЭ, что на 12,6 % выше уровня 2018 года. Из них в составе контейнерных поездов перевезено 3 01
Итоги развития транзитных перевозок за 2019 год
По итогам 2019 года объем транзитных перевозок (с учетом порожних вагонов) составил 28,54 млн т, что на 0,4 % выше уровня 2018 года. Транзитные контейнерные перевозки с учетом возврата порожних контейнеров из Европы в Китай по новым логистическим схемам составили 618 тыс. ДФЭ с ростом на 11,8 % к 2018 году, в том числе по важнейшим маршрутам:
- международный
транспортный коридор «Восток – Запад» — 347,7 тыс. ДФ Э; - сообщение со странами Центральной Азии — 162,6 тыс. ДФЭ;
- перевозки по направлению «Китай – Беларусь – Китай» — 52,6 тыс. ДФЭ.
Результаты деятельности крупнейших дочерних, зависимых и подконтрольных обществ ОАО «РЖД», оказывающих транспортно-логистические услуги
АО «РЖД Логистика» – крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический оператор, созданный в целях развития логистического направления бизнеса холдинга «РЖД». Компания организует перевозки в сообщении с более чем 50 постоянными пунктами доставки в России, Европе и Китае, осуществляет логистическое обслуживание международной торговли на всем евразийском пространстве (страны СНГ, Балтии, Китай, Япония, Вьетнам, Индия, страны Евросоюза).
В 2019 году запущен мультимодальный транзитный сервис Trans Siberian LandBridge для ускоренной доставки различной номенклатуры грузов из Японии и Республики Корея через Владивостокский морской торговый порт и Транссибирскую железнодорожную магистраль с последующей автодоставкой до склада получателя в Европе. Сервис позволяет сократить сроки перевозки грузов в сравнении с dеер sеа в два раза и предусматривает возможность отправки контейнеров в обратном направлении из Европы в Японию и Республику Корея.
В число крупных проектов для промышленных компаний в 2019 году вошли расширение сотрудничества с холдингом «Северсталь» с обслуживанием металлургического предприятия в составе ПАО «Северсталь» в Вологодской области и увеличением объемов перевозок для предприятия на 20 %, а также организация круговых рейсов с перевозкой сжиженных углеводородов, серы и порожних вагонов для ТОО «Тенгизшевройл».
По итогам 2019 года компанией получена выручка в размере 36 253 млн руб. и чистая прибыль 449,3 млн руб., что на 11 и 65 % соответственно ниже показателей 2018 года. Снижение показателей деятельности компании обусловлено общей макроэкономической ситуацией, а также окончанием в апреле 2019 года контрактов на перевозку социальных грузов.
Узнать больше об АО «РЖД Логистика» можно на сайте
Дочерняя компания Холдинга «Жефко» (GEFCO, Франция) – глобальный поставщик логистических решений и услуг 3PL и 4PL. Компания представлена более чем в 150 странах, входит в топ‑10 крупнейших логистических операторов в Европе и располагает 350 операционными площадками по всему миру. 75 % акций «Жефко» принадлежат ОАО «РЖД».
Выручка группы «Жефко» за 2019 год составила 4,739 млрд евро, что выше показателя 2018 года на 2 %. Чистая прибыль группы по итогам 2019 года – 118,2 млн евро (+22,2 %).
Совместно с ОАО «РЖД» «Жефко» в России реализует проекты, направленные на повышение эффективности цепей поставок и использование активов для совместных операций. Один из основных – мультимодальные перевозки негабаритного горно-шахтного оборудования и комплектующих из Европы в Россию для угольной промышленности.
Ряд перспективных проектов удалось реализовать в ключевом клиентском секторе компании – автомобильной логистике с использованием собственных вагонов-автомобилевозов. На протяжении года по железной дороге из Калининграда до площадки оператора в Домодедово доставлено более 1,
АО «Жефко» стала первой компанией, организовавшей экспортные отправки по железной дороге с Быстринского горно-обогатительного комбината, принадлежащего компании ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель».
Узнать больше о компании «Жефко» можно на сайте
АО «ОТЛК – Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА») развивает контейнерный транзит в России, Казахстане и Беларуси. Его учредителями являются ОАО «РЖД», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Казакстан темiр жолы» (по 33,33 % акций).
Выручка АО «ОТЛК ЕРА» по итогам 2019 года составила 27,1 млрд руб., чистая прибыль – 2,6 млрд руб. Общий объем перевозок контейнерных грузов в сервисах АО «ОТЛК ЕРА» составил 333,02 тыс. ДФЭ.
Главным генератором транзитного грузопотока по-прежнему остается Китай. Общая стоимость товаров, перевезенных АО «ОТЛК ЕРА» в 2019 году, превысила 2
В 2019 году удалось значительно повысить скорость движения транзитных контейнерных поездов. Транзитное время в сообщении Китай – Европа – Китай в 2019 году снизилось до менее пяти сутокНа базовом маршруте АО «ОТЛК ЕРА» Достык/Алтынколь – Брест/Брузги/Свислочь..
Узнать больше об АО «ОТЛК ЕРА» можно на сайте
АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) – общесетевой оператор грузового подвижного состава. Компания является дочерним обществом ОАО «РЖД» и одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России, включающим 15 филиалов и агентств транспортного обслуживания, а также представительства в Москве и Республике Казахстан.
По итогам 2019 года выручка АО «ФГК» составила 108,3 млрд руб. (+9,6 % к 2018 году, по РСБУ), прибыль от продаж – 27,8 млрд руб. (+16,3 %), чистая прибыль – 23,5 млрд руб. (+9,8 %).
По итогам работы в 2019 году АО «ФГК»:
- сохранило лидирующие позиции в рейтинге железнодорожных операторов INFOLine Rail Russia TOP по основным производственным показателям;
- признано лучшим дочерним обществом холдинга «РЖД» в достижении экономических и финансовых показателей;
- приступило к оказанию промышленным предприятиям логистических услуг уровня 4PL;
- осуществило опытную контрейлерную перевозку на универсальной платформе модели 13-5205;
- начало предоставлять вагоны в рамках нового сервиса «Лоты подвижного состава» на ЭТП «Грузовые перевозки»;
- осуществило опытную погрузку/выгрузку зерновой продукции и минерально-строительных грузов в специализированные контейнеры для насыпных и тарно-штучных грузов;
- приступило к разработке инновационного подвижного состава для сервиса транзитных перевозок грузов в контейнерах с повышенными скоростями по маршруту Китай – Европа;
- сохранило лидирующие позиции на рынке оперирования железнодорожным подвижным составом:
- по доле в показателе «Грузооборот, всего»
– 12,3 %; - по среднегодовому парку в управлении
– 134,6 тыс. ед.; - по доле в российском парке вагонов
– 11,2 %.
- по доле в показателе «Грузооборот, всего»
Узнать больше об АО «ФГК» можно на сайте
![Улучшение сервиса для грузоотправителей](/images/content/44.png)
Итоги работы электронной торговой площадки «Грузовые перевозки»
Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) интегрирует услуги перевозки, предоставления подвижного состава, терминально-с
Сегодня к сервису подключены более 70 поставщиков услуг, среди которых 55 операторов подвижного состава, три терминально-складских оператора, три перевозчика и шесть стивидоров.
Через ЭТП ГП реализовано свыше 250 тыс. вагоноотправок на сети ОАО «РЖД», перевезено более 16 млн т грузов, в том числе 4 млн т – на экспорт. Количество пользователей, зарегистрировавшихся на площадке, превысило 4,6 тыс.
В 2019 году холдинг «РЖД» расширил ассортимент предлагаемых цифровых услуг. Появилась возможность торговли лотами подвижного состава, управления парком порожних вагонов, подключены услуги охраны и сопровождения грузов. Реализована возможность заказа международных перевозок в Латвию и Финляндию.
Формирование транспортно-логистических центров
Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года предусмотрена реализация федерального проекта «Транспортно-логистические центры» (ТЛЦ).
На данный момент завершился первый этап создания ТЛЦ «Калининград» с сателлитом «Черняховск». Там осуществляется перегруз транзитных контейнерных поездов, следующих по маршруту Чунцин – Дуйсбург – Чунцин с колеи 1 520 мм на колею 1 435 мм. Таким образом, открыт новый транспортный коридор Евросоюз – Россия – Китай через пограничные переходы Калининградской области.
Введен в тестовую эксплуатацию первый этап ТЛЦ «Белый Раст». С 27 декабря 2019 года на ТЛЦ «Белый Раст» отправляются и принимаются контейнерные поезда.
В части внедряемых новых комплексных и терминально-складских решений в 2019 году ОАО «РЖД» совместно с ООО «Логбокс» реализован
Повышение качества обслуживания грузоотправителей
Приоритет развития ОАО «РЖД» в сегменте грузовых перевозок – привлечение на железную дорогу дополнительных грузов и расширение спектра предоставляемых логистических продуктов. Для этого запущены и успешно работают следующие скоростные сервисы: «Организация движения грузовых поездов по расписанию» и «Грузовой экспресс». В рамках услуги перевозки грузов по фиксированному графику за 2019 год было отправлено 43,41 тыс. поездов (+33,5 % к уровню 2018 года), перевезено 79,17 млн т грузов, что на 9 % выше уровня 2018 года.
Возможность консолидации мелких партий грузов предоставляется в рамках услуги «Грузовой экспресс», позволяющей более чем в два раза сократить сроки доставки грузов и составить уверенную конкуренцию автомобильному транспорту. За 2019 год отправлено 1,99 тыс. поездов (+23 %), или 2,
Для привлечения потенциальных клиентов, а также упрощения доступа к услугам и инфраструктуре ОАО «РЖД» на всей сети железных дорог России образованы Центры продажи услуг. Сейчас в структуре ОАО «РЖД» функционирует 45 офисов ЦПУ регионального и линейного уровней. В 2019 году ЦПУ привлекли на железнодорожный транспорт порядка 1 тыс. новых клиентов.
Для получения обратной связи от потребителей услуг ОАО «РЖД» использует многоканальную систему мониторинга. К проведению независимых исследований по комплексной оценке качества услуг грузовых перевозок привлечен Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и «Р
По данным ВЦИОМ на август 2019 года, 53 % пользователей полностью или скорее удовлетворены качеством предоставляемых услуг (+1 п. п. к аналогичному периоду 2018 года).