Зарубежные проекты и международное сотрудничество

Международная деятельность ОАО «РЖД» и реализация основных международных проектов
Pavlov
Сегодня ОАО «РЖД» прочно закрепило за собой статус глобальной компании, которая работает практически во всем мире. География зарубежного бизнеса охватывает свыше 40 стран. Коммерческие результаты дополняют имиджевые эффекты, которые значительны для Компании и страны в целом. Реализуемые Холдингом проекты характеризуются социальной ориентированностью – все предлагаемые за рубежом сервисы и продукты нацелены на повышение качества жизни.в целом. Реализуемые Холдингом проекты характеризуются социальной ориентированностью — все предлагаемые за рубежом сервисы и продукты нацелены на повышение качества жизни».
Сергей Павлов Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

География международной деятельности холдинга «РЖД» охватывает страны Европы и Азии, Африки и Латинской Америки. Основные направления международной деятельности Компании – предоставление логистических услуг иностранным контрагентам, пассажирские и грузовые перевозки в международном и транзитном сообщении, инжиниринг и управление железными дорогами за рубежом, машиностроение и подготовка кадров. К ключевым компаниям, входящим в периметр зарубежного бизнеса холдинга «РЖД», относятся ООО «РЖД Интернешнл», СП «РасонКонТранс», ЗАО «ЮКЖД», АО «ОТЛК ЕРА», «Жефко», АО «РЖД Логистика».

Главные достижения в 2019 году

  • Расширен портфель зарубежных проектов – подписаны два контракта в Сербии и на Кубе.
  • Увеличены доходы от транзитных контейнерных перевозок и международной логистики на 3,6 % по сравнению с 2018 годом.
  • В области перевозочной и логистической деятельности реализованы инициативы, направленные на повышение транзитного потенциала России и создание эффективных транспортных маршрутов в евро-азиатском сообщении.
  • В рамках участия в деятельности профильных международных организаций продолжена работа по формированию нормативно-правовой основы для привлечения дополнительных грузопотоков и увеличения объемов транзита по сети «РЖД».
  • Холдинг существенно продвинулся как интегратор на всем пространстве 1 520, чему в значительной степени способствовала работа Совета по железнодорожному транспорту государств – ​участников Содружества.
  • В рамках АТРА МСЖД обеспечен запуск проекта «ИНТЕРТРАН».
  • На площадке Шанхайской организации сотрудничества продолжена работа по развитию механизма регулярных встреч глав железнодорожных администраций стран — членов организации.
  • Успешно реализованы задачи по представительству Российской Федерации в Деловом совете БРИКС.
  • Продолжилась реализация ранее начатых инфраструктурных проектов в Сербии и управление инфраструктурой в Монголии и Армении. Завершена подготовка ТЭО по проекту в Индии. Прорабатываются проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры на территории Египта, Вьетнама, Словении и других стран.

Ключевые направления развития согласно ДПР

ОАО «РЖД» планирует продолжать развитие зарубежного бизнеса, в том числе за счет расширения географии присутствия, а также за счет продвижения экспортного портфеля Холдинга, формируемого по следующим направлениям:

  • проектирование, строительство (реконструкция), электрификация и последующая эксплуатация железных дорог;
  • консалтинг (разработка концепций, стратегий, программ перспективного развития железнодорожной отрасли, технико-экономических обоснований, бизнес-планов);
  • управление железнодорожными комплексами;
  • поставка железнодорожной техники, оборудования и материалов;
  • предоставление комплексных транспортно-логистических услуг (создание совместных операторов, приобретение долей в национальных логистических компаниях);
  • развитие сети международных маршрутов пассажирских перевозок, а также оценка возможности создания совместных операторов в пассажирском сегменте (в том числе с целью выхода на европейский рынок);
  • транзитные перевозки грузов по основным международным направлениям;
  • услуги по обучению и повышению квалификации персонала;
  • разработка ИТ‑сервисов, создание облачных приложений и цифровых стратегий;
  • формирование финансовых решений в целях реализации зарубежных проектов.

Международная деятельность ОАО «РЖД» и реализация основных международных проектов

Долгосрочные приоритеты международного блока Компании систематизированы в Стратегии зарубежного бизнеса, одобренной правлением ОАО «РЖД». Документ синхронизирован с показателями ДПР. По итогам отчетного периода заявленные целевые параметры были выполнены.

В 2019 году выручка от зарубежной деятельностиВ расчетах учтены индивидуальные показатели АО «РЖД Логистика» (логистика контейнерных перевозок и международных транспортных коридоров), ПАО «ТрансКонтейнер» (международные перевозки), АО «ОТЛК ЕРА», АО «Жефко», СП «РасонКонТранс», ЗАО «ЮКЖД», ООО «РЖД Интернешнл», а также доход от транзитных перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». достигла 489,8 млрд руб. (+3,8 % к 2018 году и +3,1 % к плановому значению ДПР), что составляет порядка 20 % доходов Холдинга. Доходная составляющая складывается из трех компонентов: транзит, международная логистика и реализация инфраструктурных проектов за рубежом. Показатель EBITDA превысил 41,5 млрд руб. (+12,8 % к плану).

Под одним брендом Компания объединяет передовые компетенции и новейшие технологии в области инжиниринга и предоставляет сопутствующие сервисы: консалтинг, включая подготовку ТЭО и разработку программ развития железных дорог, а также поставку техники и подвижного состава, подготовку кадров. Таким образом, обеспечивается диверсификация источников дохода за счет продвижения российской продукции и сопутствующих услуг для железнодорожного сектора. Экспортный портфель включает ​весь спектр решений, необходимых для создания эффективного железнодорожного комплекса.

Выручка от зарубежной деятельностиВ расчетах учтены индивидуальные показатели АО «РЖД Логистика» (логистика контейнерных перевозок и международных транспортных коридоров), ПАО «ТрансКонтейнер» (международные перевозки), АО «ОТЛК ЕРА», АО «Жефко», СП «РасонКонТранс», ЗАО «ЮКЖД», ООО «РЖД Интернешнл», а также доход от транзитных перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». в 2019 году
489,8 млрд руб.
+ 3,8 % к 2018 году
Сотрудничество со странами СНГ и Балтии, принадлежащими к пространству 1 520

Ключевой международной межведомственной структурой, обеспечивающей сохранение технологического единства и практическое взаимодействие железных дорог пространства 1 520, остается Совет по железнодорожному транспорту государств – ​участников Содружества (далее – ​Совет). Объемы перевозок грузов по железнодорожной сети стран, представленных в Совете, составляют млрд т в год, пассажирские перевозки – ​на уровне 18,6 млн человек в год.

В 2019 году расширилась география участников Совета. На 71-м заседании Совета в качестве почетных гостей присутствовали представители железнодорожных администраций Монголии и Турции, рассматривающие возможность членства в Совете.

Успешно развивается совместный с белорусскими и казахстанскими коллегами проект «ОТЛК – ​Евразийский железнодорожный альянс», ориентированный на увеличение транзитных перевозок между Китаем и Европой. По итогам 2019 года общий объем перевозок контейнерных грузов в сервисах АО «ОТЛК ЕРА» составил свыше 333 тыс. ДФЭ (+18,7 % к 2018 году). По основным маршрутам АО «ОТЛК ЕРА» было отправлено свыше 3,1 тыс. контейнерных поездов.

Совместно с Белорусской железной дорогой разработан план мероприятий по организации дневного (скоростного) пассажирского сообщения между Москвой и Минском, предусматривающий начало курсирования поездов в конце 2020 года.

В целях развития перевозок по МТК «Север – ​Юг» с железными дорогами Азербайджана и Турции подписаны меморандумы, нацеленные на продвижение транспортно-транзитных сервисов и реализацию совместных проектов.

При содействии ОАО «РЖД» абхазскими специалистами был осуществлен ремонт железнодорожного моста через реку Псоу, что позволило сохранить прямое железнодорожное сообщение с Республикой Абхазия.

Продолжена работа по концессионному управлению Армянскими железными дорогами. ЗАО «ЮКЖД» демонстрирует устойчивую положительную динамику основных производственно-экономических показателей, по ряду которых достигнуты максимальные результаты за весь период деятельности компании. По итогам 2019 года грузооборот вырос больше чем на 8 % (превысив 790 млн ткм), пассажирооборот – ​на 14 % (до 68 млн пасс.-км). В соответствии с инвестиционной программой осуществляется обновление вагонного парка.

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В 2019 году Компания продолжала работать над увеличением объемов транзитных перевозок в сообщении Китай – ​Европа, включая развитие железнодорожных пограничных пунктов пропуска. Стратегически важным партнером для ОАО «РЖД» является Монголия (Улан-Баторская железная дорога (АО «УБЖД»)). ОАО «РЖД» осуществляет доверительное управление АО «УБЖД» с декабря 2009 года. За это время достигнуты значимые результаты: увеличены участковая скорость, пропускная и провозная способности, с 2010 года растут объемы перевозок. В 2019 году установлен очередной рекорд – ​перевезено 28,1 млн т грузов (+9,2 % к 2018 году).

Рост объемов диктует необходимость развития дороги, ее инфраструктуры и основных средств. Разработаны и утверждены правлением АО «УБЖД» первоочередные мероприятия по увеличению пропускной способности, в рамках программы модернизации и долгосрочного развития АО «УБЖД» до 2030 года. Кроме того, ОАО «РЖД» принимает активное участие в реализации программы создания экономического коридора Россия – ​Монголия – ​Китай.

В рамках развития направления «Восток – ​Запад» отмечен серьезный потенциал рынков Японии и Южной Кореи, над раскрытием которого также велась совместная работа. Запущен и развивается сервис перевозки транзитных грузов из Японии в Европу по Транссибу. Для усиления присутствия Компании в регионе и координации работы с потенциальными грузоотправителями принято решение об открытии представительства ОАО «РЖД» в Японии.

Продолжается развитие сотрудничества на корейском направлении. В 2019 году холдинг «РЖД» и Fesco совместно с южнокорейской компанией Pantos запустили мультимодальный сервис для ускоренной доставки грузов в контейнерах в Европу через «Владивостокский морской торговый порт». Продолжилось сотрудничество в соответствии с ранее подписанным соглашением между ОАО «РЖД» и группой компаний «Инкоу порт» по созданию проекта ТЛЦ «Белый Раст».

Также осуществляется координация реализации проекта «Хасан – ​Раджин» и обеспечение деятельности СП «РасонКонТранс».

Преимущества железнодорожного коридора Восток-Запад по сравнению с морским маршрутом
«ИНТЕРТРАН»

Ключевым проектом, реализуемым в рамках Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблеи МСЖД, стал проект «ИНТЕРТРАН», позволяющий сократить общее время оформления груза при осуществлении интермодальных перевозок из портов Японии, Китая и Южной Кореи через порт Владивосток на четверо суток. Проект был инициирован ОАО «РЖД» в 2017 году. Технология позволяет сопровождать полностью в электронном виде интермодальную перевозку и универсальна для применения любыми операторами и экспедиторами.

С целью демонстрации нового электронного сервиса оформления перевозки в сентябре 2019 года в рамках Восточного экономического форума – ​2019 во Владивостокском морском торговом порту была проведена торжественная церемония отправки первой группы контейнеров, следующей из порта Иокогама (Япония) через порт Владивосток в Москву, с использованием новой информационной технологии.

Всего в 2019 году с использованием информационной технологии «ИНТЕРТРАН» из портов Японии, Китая и Южной Кореи отправлено 523 контейнера в составе контейнерных поездов до ст. Силикатная (Москва).

В 2020 году планируется тиражирование технологии на интермодальные импортные перевозки назначением на станции ОАО «РЖД» и транзитные перевозки назначением на железнодорожные станции Республики Беларусь.

Сотрудничество холдинга «РЖД» с европейскими партнерами

В 2019 году Холдинг укрепил свои позиции на западноевропейском пространстве – ​подписан ряд документов с ведущими европейскими железнодорожными компаниями.

Учитывая устойчивый рост спроса на билеты в высокоскоростных электропоездах «Сапсан», а также увеличивающийся рост пассажиропотока всеми видами транспорта между двумя столицами, в июне 2019 года на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме между компаниями ОАО «РЖД», Siemens Mobility GmbH и ООО «Уральские локомотивы» подписан договор на изготовление дополнительной партии электропоездов «Сапсан». Также подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД», группой «Синара» и компанией Siemens Mobility GmbH в области инженерно-консультационных услуг в рамках создания инжинирингового центра инновационных технических и технологических решений.

28 августа 2019 года в ходе Международного железнодорожного салона пространства 1 520 «Продвижение. ЭКСПО» подписан меморандум между ОАО «РЖД» и «Немецкой инициативой по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей в России» о сотрудничестве при проектировании и реализации высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – ​Москва.

Совместно с партнерами ОАО «РЖД» продолжена работа над проектом создания нового евразийского транспортного коридора. Проект предусматривает продление «широкой колеи» до Братиславы и Вены и создание в районе двух столиц соответствующей логистической инфраструктуры. К настоящему времени завершен третий этап подготовки ТЭО. На федеральном и муниципальном уровне Австрии и Словакии осуществляются процедуры экологических экспертиз.

Сотрудничество с международными организациями

В 2019 году продолжалась работа ОАО «РЖД» по выработке нормативных и правовых условий для осуществления международных перевозок грузов и пассажиров в Организации сотрудничества железных дорог. С 1 июля 2019 года вступили в силу изменения в Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), связанные с рассмотрением претензий по перевозкам с применением электронных документов. Введена в действие электронная версия накладной ЦИМ/СМГС. Данные изменения будут способствовать внедрению информационных технологий в перевозочный процесс и осуществлению работы по безбумажной технологии.

Результатом работы по согласованию объемов перевозок грузов в экспортно-импортном и транзитном сообщении по всем пограничным переходам России, Китая, Монголии, Казахстана, Вьетнама, КНДР в 2018–2019 годах стало открытие новых маршрутов и увеличение объемов перевозок грузов.

В июне 2019 года принято решение о создании Академии ОСЖД. В целях реализации данного решения ОАО «РЖД» проведены два пилотных проекта по использованию нормативной правовой базы Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). В настоящее время прорабатывается вопрос создания центров компетенций в странах – ​членах ОСЖД. В рамках Международной дипломатической конференции под эгидой ОСЖД практически завершены работы по согласованию основного текста конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении, положения которой разработаны под руководством ОАО «РЖД».

На площадке Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в феврале 2019 года принят и открыт для подписания странами с апреля 2019 года текст конвенции об облегчении условий пересечения государственных границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров, багажа и товаробагажа, подготовленный по инициативе ОАО «РЖД».

В 2019 году холдинг «РЖД» продолжил активное взаимодействие с Международным союзом железных дорог (МСЖД), в том числе в рамках его Европейской и Азиатско-Тихоокеанской региональных ассамблей МСЖД. Основным событием в области сотрудничества стал «День МСЖД в «РЖД», прошедший 1 октября 2019 года в г. Москве, в рамках которого состоялись встречи руководителей департаментов ОАО «РЖД», а также структурных подразделений Холдинга со всеми директорами штаб-квартиры МСЖД. Подготовленная по итогам мероприятия дорожная карта развития сотрудничества определила направления и формат дальнейшего взаимодействия.

Инфраструктурные проекты за рубежом

В начале 2019 года ООО «РЖД Интернешнл» (подконтрольное общество ОАО «РЖД») и АО «Инфраструктура железных дорог Сербии» заключили новый контракт на проектирование и строительство железнодорожной инфраструктуры Сербии, а также создание единого диспетчерского центра по управлению движением поездов.

В Индии завершена подготовка ТЭО увеличения скоростей движения на участке Нагпур – ​Секундерабад. В качестве следующего шага инициирована подготовка межправительственного соглашения на модернизацию этого участка.

В октябре 2019 года в Гаване подписан контракт на восстановление и модернизацию железнодорожной инфраструктуры Республики Куба стоимостью порядка 1,9 млрд евро и сроком реализации 10 лет.

В Монголии Холдинг приступил к практической реализации проекта развития Центрального коридора Россия – ​Монголия – ​Китай: утверждены первоочередные мероприятия долгосрочной программы модернизации и развития до 2030 года, предусматривающие проведение до 2020 года капитального ремонта путей и обновление локомотивного парка АО «УБЖД». В декабре 2019 года был подписан договор оказания услуг технического консалтинга по проекту строительства линии Тавантолгой – ​Дзунбаян в Монголии стоимостью 2,34 млн евро.

Результаты работы в Монголии и Армении позволили Компании зарекомендовать себя за рубежом как успешного управляющего инфраструктурными активами и сформировать основу для выхода на новые рынки.

Продолжена проработка создания Нового евразийского транспортного коридора, предусматривающего продление «широкой колеи» до Братиславы и Вены и создание соответствующей логистической инфраструктуры. Эффективной площадкой для продвижения проекта стал Международный железнодорожный конгресс в Вене. В настоящее время в рамках продвижения проекта завершен третий этап подготовки ТЭО. На федеральном и муниципальном уровне Австрии и Словакии осуществляются процедуры экологических экспертиз.

Потенциал для развития сотрудничества существует с Вьетнамом, Бразилией, Египтом и Саудовской Аравией.

В 2020 году Холдинг планирует увеличить портфель зарубежных инфраструктурных проектов, а также продолжить работу по ключевым направлениям зарубежной деятельности с использованием передовых компетенций и лучших практик.