Пассажирские перевозки
Мы последовательно проводим линию на обеспечение транспортной доступности и мобильности населения. Первоочередная задача пассажирского комплекса состоит в том, чтобы вокзалы, поезда, кассы, онлайн-сервисы были удобными, а качество услуг — предсказуемо высоким».Дмитрий Пегов Заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
Основная задача ОАО «РЖД» – доступное пассажирское сообщение для всех регионов России. Компания развивает как пригородное сообщение, в том числе мультимодальные маршруты, так и пассажирские перевозки в дальнем следовании, в том числе скоростное и высокоскоростное сообщение между городскими агломерациями.
Пассажирские перевозки ОАО «РЖД» охватывают 77 регионов Российской Федерации в дальнем следовании, 66 регионов Российской Федерации в пригородном сообщении.
В сфере перевозок в дальнем следовании Компания стремится обеспечить доступное пассажирское сообщение для всех регионов России. Огромное внимание Компания уделяет развитию высокоскоростного и скоростного движения для роста мобильности населения между агломерациями.
В сегменте пригородных перевозок РЖД стремится к развитию скоростной и доступной альтернативы личному автомобильному и общественному автобусному транспорту в крупных агломерациях.
Ключевые направления развития согласно ДПР
В соответствии с ДПР, Компания намерена полностью сохранить объемы социально значимых перевозок, в том числе за счет реализации инициатив на дальневосточных направлениях.
Ключевые задачи в дальнем следовании:
- формирование оптимальной маршрутной сети и расписания поездов;
- развитие скоростного движения поездами «Ласточка», «Стриж» и поездами с двухэтажными вагонами;
- предоставление высококачественного продуктового предложения;
- цифровизация клиентских сервисов и бизнес-процессов;
- предоставление инновационного продукта в поезде;
- повышение качества обслуживания;
- внедрение лучших мировых практик в развитии мультимодальности.
Ключевые задачи в пригородном сообщении:
- интеграция пригородного сообщения с городской транспортной средой агломераций;
- обеспечение долгосрочных взаимных обязательств всех участников пригородного сообщения в рамках тарифной и бюджетной политики субъектов Российской Федерации;
- принятие регуляторных решений, направленных на развитие пригородных пассажирских перевозок в равных конкурентных условиях с другими видами транспорта;
- развитие мультимодального сообщения (с возможностью построения комплексных маршрутов нескольких видов транспорта), комплексное развитие автобусных перевозок в Холдинге;
- определение механизмов экономического стимулирования обновления подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры;
- внедрение стандартов пригородного сообщения, определяющих доступность, качество и безопасность перевозки пассажиров;
- развитие Центрального железнодорожного узла;
- проведение работы по сокращению межпоездного интервала движения пассажирских поездов на отдельных направлениях, в том числе на Московском центральном кольце.
Ключевые задачи развития вокзалов:
- формирование многофункциональных интермодальных хабов и транспортно-пересадочных узлов, интегрированных с современной городской средой и инфраструктурным окружением;
- оптимизация использования площадей зданий железнодорожных вокзалов (в том числе за счет синергии и кооперации с автовокзалами).
За 2019 год Компания перевезла почти 1,2 млрд пассажиров. Это лучший показатель за последние 11 лет. Рост к уровню 2018 года составил 3,5 %. Перевозки росли как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании благодаря запуску новых продуктов, обновлению подвижного состава, повышению скоростей, качества и доступности услуг.
В 2019 году пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» в дальнем следовании составил 99,1 млрд пасс.-км, или 103 % к уровню прошлого года. Перевезено более 116,5 млн пассажиров, или 105,6 % к уровню прошлого года.
Пассажирооборот в пригородном сообщении вырос на 3,5 % по сравнению с 2018 годом, до 34,3 млрд пасс.-км. Услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении воспользовалось 1 081,3 млн человек, что на 3,3 % больше, чем в 2018 году.
Количество отправленных пассажиров выросло также за счет запуска Московских центральных диаметров и за счет роста числа пассажиров на Московском центральном кольце.
Обновление парка подвижного состава
В 2019 году было куплено 572 новых пассажирских вагона. В том числе количество инновационных пассажирских вагонов, закупленных в 2019 году, составило 257 ед. (в 3,9 раза больше, чем в 2018 году), из них двухэтажных – 154 ед. (в 2,4 раза больше, чем в 2018 году). Вагонов типа «Ласточка» было куплено на 10,5 % больше, чем в 2018 году, – 199 ед. (33 электропоезда).
Электропоезда «Ласточка» приспособлены для маломобильных групп населения и пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов, колясок.
Кроме того, в 2019 году было приобретено 50 некупейных вагонов новой разработки (партия «2019») с расширенной сервисной оснащенностью. В плацкартных вагонах партии «2019» предусмотрены крепления для установки индивидуальной шторки для создания индивидуального пространства на всех пассажирских местах.
Также в 2019 году закуплено 19 составов из 158 вагонов для пригородных перевозок. Обновление парка пригородного подвижного состава позволило обеспечить заказ регионов на перевозку пассажиров пригородного сообщения.
В июне 2019 года на Санкт-Петербургском международном форуме между компаниями ОАО «РЖД» и Siemens Mobility GmbH и ООО «Уральские локомотивы» (подписан договор на изготовление дополнительной партии электропоездов «Сапсан»). Приобретаются 13 односистемных электропоездов «Сапсан» в десятивагонном исполнении для эксплуатации на линии Москва — Санкт-Петербург. Поставка электропоездов и ввод в эксплуатацию начнутся с сентября 2022 года.
Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Изменение 2019/2018, % |
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 120,4 | 124,5 | 122,9 | 129,4 | 133,4 | 3,1 |
Пригородное сообщение | 30,9 | 31,0 | 31,9 | 33,1 | 34,3 | 3,5 |
Дальнее следование | 89,5 | 93,5 | 91,0 | 96,3 | 99,1 | 3,0 |
в том числе скоростное и высокоскоростное сообщение | 3,7 | 4,6 | 6,1 | 7,3 | 7,9 | 8,0 |
Отправлено пассажиров, млн человек | 1 020,4 | 1 037,0 | 1 117,9 | 1 157,2 | 1 197,8 | 3,5 |
Пригородное сообщение | 922,5 | 935,6 | 1 015,7 | 1 046,9 | 1 081,3 | 3,3 |
Дальнее следование | 97,9 | 101,4 | 102,2 | 110,3 | 116,5 | 5,6 |
в том числе скоростное и высокоскоростное сообщение | 7,7 | 9,2 | 12,4 | 15,6 | 17,1 | 9,9 |
В пригородном сообщении работают 25 пригородных пассажирских компаний (ППК), учрежденных с участием ОАО «РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, а также ООО «Аэроэкспресс». Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале 19 пригородных пассажирских компаний составляет более 50 %.
Государственная поддержка пригородных перевозок (государство компенсирует плату за инфраструктуру, установив льготный коэффициент 0,01) позволяет устанавливать стоимость билетов в пригородном сообщении на социально доступном уровне. Большинство регионов в 2019 году приняло решение не повышать тарифы на перевозку пассажиров.
Внедрение концепции развития пригородных перевозок
Яркие примеры эффективной интеграции пригородного железнодорожного транспорта в городскую среду – проекты МЦК и МЦД в Москве. Результаты, связанные с увеличением провозных способностей железнодорожного транспорта, снижение нагрузки на существующую систему общественного транспорта, организация удобных пересадок для пассажиров, использование единой билетной системы и навигации в Московском транспортном узле являются мощным импульсом по развитию подобных проектов в других регионах нашей страны.
У пассажиров положительный отклик получил активно развивающийся в регионах проект «Городская электричка». В настоящее время проект реализован в 12 городах (Москва, Красноярск, Уфа, Ростов-на-Дону, Тамбов, Воронеж, Волгоград, Калининград, Казань, Тюмень, Владивосток, Нижний Новгород).
Весомый вклад «Городская электричка» Красноярска внесла в обеспечение транспортной доступности спортивных объектов в период проведения Универсиады в марте 2019 года. Ее услугами воспользовались более 20 тыс. жителей и гостей города.
С 1 июня 2019 года «Городская электричка» начала курсировать и во Владивостоке.
Развитие мультимодальных маршрутов и пересадочных узлов в 2019 году
Самая успешная модель интегрирования систем пассажирского транспорта – создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Здесь происходит пересадка пассажиров между железнодорожным и другими видами городского пассажирского и внешнего транспорта. Новые транспортно-пересадочные узлы доступны для маломобильных групп населения и отвечают всем современным требованиям.
В 2019 году было запущено 14 новых мультимодальных маршрутов семью пригородными пассажирскими компаниями. Всего мультимодальные перевозки в пригородном сообщении осуществляются сейчас по 120 маршрутам на полигонах 14 компаний.
В 2019 году пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» в дальнем следовании составил 99,1 млрд пасс.-км (+3 % к уровню прошлого года). Отправление пассажиров выросло на 5,6 %, до 116,5 млн человек.
Пассажирские перевозки в дальнем следовании осуществляют шесть перевозчиков: АО «Федеральная пассажирская компания», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской экспресс», ЗАО «ТрансКлассСервис», АО «Пассажирская компания «Сахалин» и ОАО «РЖД» в лице Дирекции скоростного сообщения.
В 2019 году доля дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в структуре пассажирооборота в дальнем следовании снизилась до 93,8 % (–0,8 п. п.). Доля частных перевозчиков на рынке дальних пассажирских перевозок увеличилась до 1,6 % (+0,2 п. п.). Доля пассажирооборота, осуществляемого поездами ОАО «РЖД», также увеличилась до 4,6 % (+0,6 п. п.).
Итоги работы АО «ФПК»
АО «Федеральная пассажирская компания» – дочерняя компания ОАО «РЖД», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом в дальнем сообщении.
По итогам 2019 года пассажирооборот АО «ФПК» составил 93,6 млрд пасс.-км, что на 2,2 % выше уровня 2018 года. В течение года компания перевезла 105,8 млн пассажиров. В поездах формирования АО «ФПК» пассажирооборот на всем пути следования составил 90 млрд пасс.-км, что на 2,5 % выше уровня 2018 года.
Доходы АО «ФПК» по основной деятельности в 2019 году составили 236,9 млрд руб. (+4,8 % к 2018 году), в том числе 213,4 млрд руб. – доходы от пассажирских перевозок (+5,5 %). Чистая прибыль составила 6,6 млрд руб. (+9 %).
Международное сообщение
В 2019 году АО «ФПК» осуществляло перевозки пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 11 стран Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР. Кроме того, перевозки осуществлялись в сообщении со странами СНГ и Балтии.
В 2019 году в международном сообщении перевезено 6,55 млн пассажиров, что на 3,2 % меньше, чем в 2018 году.
Среди стран дальнего зарубежья заметно выросло число пассажиров в сообщении с Финляндией. Поездами «Аллегро» в 2019 году по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки (в обоих направлениях) перевезено 557,2 тыс. пассажиров, что на
Скоростные пассажирские перевозки
Скоростные перевозки осуществляют АО «ФПК» и филиал ОАО «РЖД» – Дирекция скоростного сообщения. Основные направления скоростных перевозок ОАО «РЖД» в лице Дирекции скоростного сообщения: Москва – Санкт-Петербург, Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Бологое, Москва – Иваново.
В 2019 году пассажирооборот в скоростном и высокоскоростном сообщениях составил 7,9 млрд пасс.-км (+8 % к 2018 году). Количество отправленных пассажиров составило 17,1 млн человек (+9,9 %). Поездами «Сапсан» перевезено 5,69 млн пассажиров (+4 %).
Узнать больше об АО «ФПК» можно на сайте
В 2018 году была принята Долгосрочная программа развития железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» на период до 2025 года. В 2019 году выполнена реконструкция шести вокзалов (Красноярск, Абакан, Могоча, Нижний Новгород, Волгоград, Улан-Удэ) и девяти платформ (Перрон Тамбов, Перрон Красноярск, № 1 Красноярск, № 2 Красноярск,
По проекту организации ускоренного тактового движения пригородных электропоездов на участке Москва – Одинцово на Белорусском вокзале завершены работы по строительству пассажирского терминала. На Ленинградском вокзале г. Москвы и Московском вокзале г. Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты для обслуживания пассажиров новые современные бизнес-залы.
Для обеспечения безопасности пассажиров в 2019 году 71 вокзал был дооснащен досмотровым оборудованием и другими техническими средствами.
Доступность вокзалов для маломобильных граждан
ОАО «РЖД» уделяет особое внимание помощи гражданам с ограниченной мобильностью. Все больше вокзалов становятся полностью адаптированными для маломобильных пассажиров. На конец 2019 года их количество – 48. К 2025 году запланировано адаптировать 137 вокзалов.
В 2019 году в рамках подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года вокзал города Красноярска был переоборудован для маломобильных пассажиров: построены пониженные кассы, открыты новые комнаты отдыха, устроены лифты и пандусы.
Компания также развивает работу Центра содействия мобильности ОАО «РЖД», в работе задействовано более 900 вокзалов и остановочных пунктов (+67 % к 2018 году). На 400 крупных вокзалах и остановочных пунктах работают специализированные службы помощи (в три раза больше, чем в 2018 году). В 2019 году количество обслуженных маломобильных пассажиров составило более 225,5 тыс. человек (+5,9 % к 2018 году).
Задача ОАО «РЖД» – своевременно предложить клиенту качественно новый уровень сервиса. Получая обратную связь от пассажиров, Компания постоянно совершенствует свою деятельность.
Для информирования пассажиров о работе и услугах пассажирского комплекса работает Единый информационно-сервисный центр ОАО «РЖД» (ЕИСЦ).
За 2019 год пассажиры обратились в ЕИСЦ 10,6 млн раз (на 2,1 % больше, чем в 2018 году).
Оценка качества предоставляемых услуг пассажирского комплекса холдинга «РЖД» осуществляется при помощи исследования индекса удовлетворенности пассажиров (CSI).
В 2019 году прошло четыре волны внутренних исследований (январь, апрель, июль, ноябрь).