Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года: первые итоги

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (далее – ​ДПР)Утверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол № 14 от 08 апреля 2019 года). утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года № 466-р. Она разработана для решения задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. Предпосылки, заложенные в ДПР, соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в части национальной цели вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира).

ДПР также направлена на достижение целей, поставленных в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, Плане мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 % их доли в ВВП, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. Стратегия холдинга «РЖД» и ДПР синхронизированы через систему общекорпоративных целевых ключевых показателей эффективности (КПЭ).

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации в ДПР предусмотрено:

  • увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн т к 2024 году;
  • увеличение провозной способности подходов к портам Азово-Черноморского бассейна;
  • увеличение пропускной способности для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза;
  • сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации – ​до семи дней).

Исполнение ДПР в 2019 году

В 2019 году в ОАО «РЖД» были подготовлены Стандарт оценки реализации долгосрочной программы развития и выполнения ключевых показателей эффективности ОАО «РЖД» и Техническое задание на проведение оценки реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года и выполнения ключевых показателей эффективности за 2019 год. На заседании Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД», прошедшем 28 января 2020 года, проекты данных документовУтверждено на заседании Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД» 28 января 2020 года (протокол № 7). были одобрены и рекомендованы для утверждения советом директоров ОАО «РЖД».

Компания столкнулась с продолжением ряда негативных макроэкономических тенденций во второй половине 2019 года на фоне торговых войн, стагнации в экономиках стран Европы, замедления китайской экономики, приводящих к снижению деловой активности в производственном секторе и ухудшению ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков для российских экспортеров. В результате происходило снижение спроса на перевозки со стороны грузоотправителей, что повлияло на снижение объемов погрузки и грузооборота.

В то же время в пассажирском сегменте в 2019 году показатели превысили прогнозные. Это связано с ростом мобильности населения, расширением линейки услуг и повышением комфорта железнодорожных пассажирских перевозок.

Из-за снижения погрузки и грузооборота выручка ОАО «РЖД» в 2019 году была ниже прогнозных показателей. При этом благодаря проведенной работе по повышению операционной эффективности фактически полученная чистая прибыль оказалась выше показателя чистой прибыли по ДПР почти в два раза.

Уровень достижения значений отдельных показателей ДПР в 2019 году
Показатель (единицы измерения) Прогнозные показатели в соответствии с ДПРСогласно базовому сценарию Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Результаты 2019 года % выполнения
Погрузка грузов, млн т 1 309,2 1 278,1 –2,4
Грузооборот всего, млрд ткм 3 373,4 3 305,0 –2
Груженый грузооборот, млрд ткм 2 656,8 2 601,9 –2,1
Пассажирооборот, млрд пасс.-км 127,4 133,4 +4,7
Отправленные пассажиры, млн чел. 1 135,4 1 197,8 +5,5
Инвестиционная программа, млрд руб. 681,9 674,1 –1,1
Протяженность линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, тыс. км 8,3 10,6 Оценочно. +27,7
Протяженность участков железнодорожного пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем или сроком эксплуатации, тыс. км 24,5 23,9 –2,4
Объем транзитных перевозок контейнеров, тыс. ДФЭ 615 618 С учетом возврата порожних контейнеров из Европы в КНР по новым логистическим схемам. +0,4
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в грузовом движении, тыс. ткм брутто 2 165 2 139 –1,2
Средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах, км/сут 392 395 +0,7
Выполнение расписания движения грузовых поездов, % 74,67 69,58 –5,1 п. п.
Выполнение расписания движения пассажирских поездов, % 98,35 98,01 –0,3 п. п.
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности 1 1,26 +26
Объем закупок у предприятий малого и среднего бизнеса, % 18 62,8 +44,8 п. п.
Выручка ОАО «РЖД», млрд руб. 1 874,2 1 848,1 –1,4
EBITDA ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб. 415,5 417,2 +0,4
Чистая прибыль ОАО «РЖД», млрд руб. 26,9 53,5 +98,9
Рентабельность по EBITDA (РСБУ), % 22,2 22,6 +0,4 п. п.
Темп роста производительности труда по перевозочным видам деятельности, % 5 3,3 –1,7 п. п.