Виды рисков

Ключевые риски ОАО «РЖД»

Риски, связанные с реализацией ДПР до 2025 года

Ключевые риски ОАО «РЖД», связанные с реализацией ДПР до 2025 года, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности и сгруппированы в категории по источнику возникновения.

К рискам, реализация которых приведет к наибольшему влиянию на ДПР, относятся:

  • отставание доходной ставки от индексации тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;
  • отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;
  • существенное изменение моделей рынка грузовых и пассажирских перевозок с сокращением доли холдинга «РЖД» в перевозочных сегментах.

Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» планирует постоянно взаимодействовать с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных негативных последствий реализации рисков ОАО «РЖД» будет повышать клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализовывать программу повышения эффективности.

Категория рисков Наименование риска и его ключевые факторы Вероятность Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации
Макроэкономические Ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций Высокая
  • Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений.
  • Реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками.
  • Принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности
Опережающий прогноз роста цен на потребляемую продукцию, в том числе нефтепродукты и электроэнергию
Государственное регулирование Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта Высокая
  • Поиск альтернативных источников и механизмов финансирования.
  • Оптимизация технических решений по капитальным проектам.
  • Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке.
  • Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД» с полным и объективным информированием их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД»
Изменение государственного регулирования/поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта
Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок
Снижение объема государственного финансирования
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте
Рыночные Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений Высокая
  • Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями
  • Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах.
  • Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах.
  • Реализация проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Инвестиционные Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры Средняя
  • Оптимизация технических решений
Несоблюдение планируемых сроков реализации Инвестиционной программы
  • Совершенствование системы управления инвестиционными проектами
Налоговые Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации Высокая
  • Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики
Управленческие Недостаточность компетенций персонала в области управления Низкая
  • Совершенствование системы управления
Кадровые Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя Средняя
  • Обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы работников на рынке труда.
  • Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и подготовке.
  • Реализация социальных целевых программ.
  • Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе
Научно-технические и технологические Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта Низкая
  • Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД»
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения
Технологические Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации Инвестиционной программы Компании Низкая
  • Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной Инвестиционной программы в случае необходимости
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов
  • Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками

Риски по направлениям деятельности

Структура рисков ОАО «РЖД» обусловлена особым вниманием Компании к наиболее существенным направлениям деятельности и непрерывному совершенствованию управления соответствующими процессами в условиях постоянного изменения внешней среды для достижения амбициозных целей. В целом Компании удалось достигнуть поставленных в 2019 году задач, несмотря на реализацию рисков по следующим направлениям деятельности:

  • грузовые перевозки;
  • организация движения;
  • капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт;
  • правовое обеспечение и комплаенс;
  • эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • международная деятельность.

К основным мероприятиям по воздействию на риски, реализованным в 2019 году, относятся:

  • анализ и оптимизация внутренних процессов, направленных на выявление основных проблемных мест, выработку и реализацию системных мероприятий по снижению их влияния и недопущению негативных событий в будущих периодах (включая совершенствование внутренних нормативных документов Компании), в том числе с учетом передового опыта на рынке;
  • автоматизация и цифровизация, в том числе позволяющая повысить достоверность и оперативность данных, снизить человеческий фактор и ручной труд, повысить скорость принятия управленческих решений;
  • законодательные инициативы, направленные на повышение прозрачности деятельности Компании, в том числе посредством использования инструмента «регуляторной гильотины»;
  • обучение и повышение уровня компетенций работников Компании.

Риски, требующие особого внимания

В ОАО «РЖД» особое внимание уделяется отдельным видам рисков.

Противодействие коррупции

Уполномоченным подразделением по противодействию коррупции и совершенствованию антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации в Компании является Центр по организации противодействия коррупции.

В Компании закреплен единый принцип организации антикоррупционной работы не только на центральном, но и на региональном и линейном уровнях корпоративного управления.

Кибербезопасность

В результате реализации угроз безопасности информации возможно нарушение или остановка предоставляемых ИТ‑сервисов, технологических и производственных процессов Компании, а также утечка информации ограниченного доступа.

В 2019 году были организованы и выполнены работы по внедрению и сопровождению автоматизированной системы управления событиями информационной безопасности, централизованного узла доступа к информационным системам, системы мониторинга и контроля каналов передачи информации, программно-аппаратного комплекса контроля доступа привилегированных пользователей, системы оценки защищенности автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем ОАО «РЖД», системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на информационную инфраструктуру (ПО СОПКА).

Проведен контроль состояния защищенности веб-портала ОАО «РЖД», информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» при подключении внешних пользователей, узлов выхода в интернет, Единого клиентского мобильного приложения. На 2020 год запланировано дальнейшее развитие систем управления и мониторинга информационной безопасности, а также нормативно-методической базы ОАО «РЖД» в области защиты информации.

Риски, связанные с изменением климата

Большое внимание в ОАО «РЖД» уделяется рискам, связанным с изменением климата. Компания анализирует изменения климата и учитывает их при планировании своей деятельности. Основное следствие, которое потенциально может повлиять на работу Компании, — рост числа опасных погодных явлений. Работа железных дорог может быть осложнена возрастанием количества осадков, особенно жидких и смешанных, ростом количества опасных явлений, таких как туман, сильные ливни и т. д. Поэтому в комплекс мероприятий при эксплуатации инфраструктуры входят укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород) и сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые, противолавинные, противообвальные комплексы сооружений).

Управление финансовыми рисками

Компания уделяет особое внимание управлению финансовыми рисками, включая страхование имущественного комплекса и ответственности. С 2010 года в ОАО «РЖД» реализуется и ежегодно совершенствуется гибкая и эффективная система управления финансовыми рисками.

В 2019 году в число основных задач в области развития системы управления финансовыми рисками входили ее адаптация под возможные неблагоприятные геополитические и макроэкономические факторы, а также продолжение работы по распространению единых принципов по управлению финансовыми рисками в холдинге «РЖД».

Основной нормативный документ системы управления финансовыми рисками – ​Политика управления финансовыми рисками ОАО «РЖД». Центром принятия решений по управлению финансовыми рисками является Комиссия по управлению финансовыми рисками (КУФР) – ​коллегиальный орган под руководством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД».

Применяемые в ОАО «РЖД» подходы к финансовому риск-менеджменту основаны на передовых практиках управления финансовыми рисками, принципах диверсификации путем использования различных инструментов управления рисками и надежных контрагентов.

Политика риск-менеджмента исключает спекулятивные инструменты управления рисками, а также операции с ненадежными контрагентами.

Кредитные риски

Для управления кредитными рисками в ОАО «РЖД» действуют методики расчета кредитных лимитов, нормативные документы, определяющие работу с банковскими гарантиями и поручительствами, в том числе единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по работе с инструментами обеспечения. Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, регулирующих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института.

Риск потери ликвидности

Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции в пределах утвержденных бюджетов. В зависимости от текущей ликвидности Компания осуществляет оперативное привлечение или размещение денежных средств на лучших рыночных условиях. Оперативное управление ликвидностью осуществляется на базе систем Reuters и Bloomberg. Компания активно вводит принципы управления внутрихолдинговой ликвидностью с применением инструмента кэш-пулинга.

Валютные и процентные риски

Для оценки данных рисков Компания применяет моделирование и оценку бюджетных параметров с учетом возможной волатильности соответствующих рыночных параметров.

Оценка величины валютного риска ОАО «РЖД» и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании (ОВП). Для расчета ОВП операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

Компания минимизирует валютные риски путем снижения ОВП, в том числе применяя производные финансовые инструменты. Компания ставит себе целью поддержание ОВП близкой к нейтральной, при которой входящие и исходящие денежные потоки в иностранных валютах компенсируют друг друга.

В основе оценки величины процентного риска лежит анализ волатильности плавающих процентных ставок и соответствующее влияние на портфель заимствований ОАО «РЖД».

Компания также формирует и рассматривает ОВП холдинга «РЖД» с целью оценки профиля риска и выработки скоординированных решений по Холдингу в целом.

Принимая во внимание возросший риск изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам, начиная с 15 июля 2015 года в соответствии со своей утвержденной политикой управления валютными рисками Компания применяет учет хеджирования к обязательствам, номинированным в валюте.

В качестве объекта хеджирования назначена выручка от транзитной перевозки через территорию Российской Федерации, номинированная в швейцарских франках, а также инвестиции в компанию «ЖЕФКО», номинированные в евро.

В качестве инструментов хеджирования выступают кредиты и займы в швейцарских франках и долларах США (с учетом конвертации в швейцарские франки) и часть займа в евро, соответствующая величине чистой инвестиции в компанию «ЖЕФКО».

Учет хеджирования позволяет отразить эффект от реализации политики управления валютными рисками и снизить волатильность финансового результата Компании в условиях изменения валютных курсов. Так, курсовые разницы по займам, участвующим в хеджировании, признаются в капитале с последующим переносом в состав отчета о прибылях и убытках по мере получения валютной выручки и (или) реализации валютного актива.

По мере привлечения заимствований в валюте Компания проводит детальный анализ возможности применения к ним учета хеджирования в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности. По состоянию на 31 декабря 2019 года более чем к 70 % заимствований Компании, номинированных в иностранной валюте, применялся учет хеджирования.